Случайное фото:

Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора

11 сентября 2017
Одной из важных задач, стоящих перед  Управлением в настоящее время, является повышение эффективности государственного контроля и надзора, снижение административного воздействия в ходе осуществляемых контрольных мероприятий.
Основная тема, которая на протяжении последних лет активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами — это глобальная реформа государственного контроля и надзора и внедрение так называемой риск-ориентированной модели, а также серьезная работа с соблюдением обязательных требований законодательства, которые проверяются в рамках этого контроля.
Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, который направлен на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Значительная часть мероприятий «дорожной карты» направлена на переход от применения всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу в планировании проверок в зависимости от уровня риска причинения подконтрольными субъектами вреда охраняемым общественным отношениям. Проще говоря – проверяются те подконтрольные субъекты, которые в случае нарушение законных требований при осуществлении своей деятельности могут нанести существенный ущерб жизни, здоровью людей, окружающей среде и т.п. Тенденции к изменению подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности не обошли стороной и сферу земельных правоотношений.
Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 г. №943 введен риск-ориентированный подход при осуществлении Росреестром и его территориальными органами плановых мероприятий по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Итак, что же необходимо теперь учитывать Росреестру и его территориальным органам в случае формирования плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и последующего проведения проверок.
Во-первых, вводятся три категории риска отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков.
К категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки и земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
При этом установлена периодичность проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства – правообладателей земельных участков в зависимости от категория риска.
Для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;
Для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки теперь вообще не проводятся.
При этом срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся правообладателями земельных участков важно также знать, что отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями. При отсутствии такого решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.
При этом любое заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в Управление с целью получения информации о своем земельном участке на предмет отнесения его к той или иной категории риска. Такие сведения направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса.
Безусловно, все эти нововведения позволят значительно снизить административную нагрузку на бизнес, чья коммерческая деятельность в той или иной степени связана с использованием земельных участков.
Кроме того, применение такого подхода позволит увеличить процент охвата потенциальных нарушителей, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда окружающей среде, неопределенному кругу лиц, а также наиболее эффективно использовать материальные и организационные, кадровые ресурсы надзорных органов.
Управление Росреестра по Республике Карелия

При использовании материалов ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Архив новостей:
<< ноябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
О ходе исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012
Официальный сайт Республики Карелия
Опрос о деятельности руководителей органов местного самоуправления
Горячая телефонная линия
Малый бизнес Большой страны
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов Официальный интернет-портал правовой информации Ссылка на портал Карелиястата к материалам по ВСХП-2016г портал малого и среднего предпринимательства Карелии МЧС Карелии Банк Вакансий Безопасный город
Наш канал YouTube